16:39 Как устроена тренинговая индустрия и стоит ли с ней дружить? | ||||||||||||||
Нет однозначного стандарта, который бы отвечал на вопрос – кто такой «бизнес-тренер». Но рынок тренингов, вопреки и, даже, благодаря этому, существует. Вокруг тренинговой тематики вьются целые полчища полугосударственных или западных организаций, которые с удовольствием вас «сертифицируют» и выдадут удостоверение, что вы являетесь хорошим тренером – но сертификат не будет гарантией качества вашей работы. Немного суровой правды о тренинговом рынке. Три типа тренеров: откуда они выросли, зачем вам нужны и как кого-то из них выбратьНе готовят бизнес-тренеров и российские ВУЗы. Вы можете закончить педагогический или психологический вуз, но диплом с гордой записью «Бизнес-тренер» при всех ухищрениях не получите. Откуда же они берутся? Тип первый: бывший внутренний тренер какой-либо компании. Как правило, вырастает из сейлзов. Продающие подразделения нуждаются в постоянных и интенсивных тренировках, и поэтому компании стремятся не отдавать обучение продавцов на сторону: во-первых, получается слишком дорого, во-вторых, изнутри обучать корпоративным стандартам проще. «Бывший внутренний тренер» – отличный вариант, когда вам надо научиться практическим вещам, например, продажам или переговорам.Мощный практический бэкграунд такого тренера будет залогом того, что в материалах тренинга воды будет мало, а «мяса» – много. Ценовая категория чаще средняя. Тип второй: тренеры из девяностых. Те, кто был связан с научной средой (психологи) или те, кто в самом начале 90-х пришел к идее тренингов как бизнеса. Я намеренно объединяю их в одну категорию, хотя друг с другом они могут соотноситься как лирики и физики, как специалисты по софту и специалисты по железу, ну и т. д. До сих пор успешного на рынке тренера из девяностых отличает широкий взгляд на любую проблему, детальное знание реалий бизнеса, хладнокровие и умеренный цинизм. Сюда можно отнести наиболее известных и раскрученных персонажей, чьи имена у всех на слуху. Ценовая категория – обычно дорого. Кстати. Вопреки слухам, мифам и домыслам, тренинговый рынок вовсе не является таким взяткоемким, каким его представляют. Невероятно, но факт. Странно, если бы эксперты продаж не могли продать свои услуги компаниям без такого грубого инструмента, как чемодан с кэшем.Тип третий: тренеры, которые изначально хотели стать тренерами. Обычно в послужном списке факультет психологии, сертификаты коучинговых ассоциаций, тренинги для тренеров и т. п. специфических регалий. Прежде чем учиться у такого тренера – хорошо бы сходить на его бесплатный двух-трехчасовой мастер-класс и лично оценить, насколько вам близки используемые технологии и подходы. Ценовая категория – средняя или выше средней. Читайте также: Структура короткого выступления: 13 готовых схем и видеопримеров Где же, спросите вы, начальная ценовая категория? Ведь не может быть рынка без нижнего ценового сегмента? В этом и фокус! Бизнес-тренинг – удовольствие дорогое: участие в открытом двухдневном тренинге обойдется в сумму от 20 000 до 40 000 руб. (это средняя температура по больнице). Один день корпоративного тренинга (куда вы пойдете, скорее всего, бесплатно) обойдется вашему работодателю в еще более круглую сумму – от 70 000 до 200 000 руб. Это, конечно, не предел. С некоторой долей условности мы можем выделить нижний ценовой сегмент, но там будут: Нет, надо, конечно, но не на тренинг, а на тренера. Выбирая программу, обращайте внимание на биографию ведущего. Обычно она доступна на сайте компании-провайдера. Мысленно определите принадлежность тренера к одному из описанных типов и подумайте: соответствует ли его опыт заявленной тематике? Если матерый бизнесмен из ларечно-челночной эпохи учит вас работать с просроченной дебиторкой – это ок. Если вас этому учит спец по холотропному дыханию – задумайтесь. Даже самые крутые тренеры редко работают сами по себе. Заботы по продаже и организации тренинга берут на себя провайдеры, с которыми сотрудничает тренер. Или же он открывает свое тренинговое агентство. Если ФИО тренера ни о чем не говорит, выбирайте провайдера, который сотрудничает с серьезными тренерами. Отделяем мух от котлет. В чем разница между тренингом, семинаром, шоу-программой и бизнес-шапито, и почему все это – не образование Отдельной строкой: почему книга-тренинг – такой же бред, как веганская говядина.Давайте немного разберемся в терминологии. Так вам будет гораздо проще сориентироваться в безграничном море предложений и понять, стоят ли они своих денег. Что я называю тренингом в полном смысле этого слова? Это краткосрочное – обычно 2-3 дня – обучение каким-либо навыкам в группе. Ключевые слова – «навык» и «группа», а также «шеринг». Если нет группы – не образуется так называемая групповая динамика: процесс взаимодействия участников тренинга, без которого обучение откровенно теряет эффективность. Хороший тренер управляет групповой динамикой легко и незаметно. Участникам потом кажется, «что они сто лет знакомы». Она – условие качественной отработки навыка. В нормальной тренинговой группе не должно быть меньше 5–6 человек (иначе не пойдет групповая динамика) и больше 15–16 человек (иначе тренеру не хватит ресурсов на передачу навыка). Тренинг – это формат, когда 12–13 человек под управлением одного–двух тренеров учатся чему-то практическому.Участники отрабатывают элементы практики здесь же, в реальном времени. Мини-лекции тренер миксует с упражнениями, а в конце каждого блока и всего тренинга «шерит инсайты», т.е. обобщает и систематизирует только что полученный опыт и сделанные выводы. Если в структуре тренинга этот этап (шеринг) отсутствует – можно диагностировать профнепригодность тренера. Ну и само мероприятие приобретает статус «собрались, поговорили, повеселились». Вы же должны выйти с тренинга, вооруженные готовыми скиллами и ясной инструкцией по их применению. Можно сразу в бой! Теперь про веганскую говядину. Наверняка многие из вас сталкивались с такой прекрасной спекуляцией, как «книга-тренинг». Мол, читаешь мою книжку, выполняешь описанные там упражнения – и вуаля, становишься успешным, умным и востребованным. И идти никуда не надо, и заплатишь всего каких-то 400–500 руб. вместо нескольких тысяч. Можно даже лежа на диване тренироваться – только упражнения не забудь сделать! В силу всего вышесказанного такой метод мы, мягко говоря, не можем признать адекватным. «Пройти тренинг» с помощью книжки у вас получится только в одном случае – если вы способны сгенерить в своей голове 7–8 независимых субличностей, разговаривать, спорить и соглашаться с ними.Но тогда надо посоветоваться еще с одним специалистом – понятно, с каким. Близкое понятие «семинар» подразумевает совсем другой формат. На семинаре вы получаете знания в конкретной области. Что с ними потом делать – решаете сами. Это похоже на университетскую лекцию по узконаправленной теме. Ну, скажем: «Трудовые споры в связи с сокращением штата организации: правоприменительная практика судов Санкт-Петербурга». Лектор говорит и показывает слайды, вы записываете/снимаете слайды на айфон (что бесполезно, ибо вам потом пришлют всю презентацию в рассылке). Больших и хороших провайдеров семинаров гораздо меньше, чем провайдеров тренингов: вероятно, из-за того, что пул экспертов в разных областях бизнеса, технологий и права сформировать сложнее.Типичный семинар может длиться от нескольких часов (короткие программы, описывающие новшества налогового, гражданского, трудового законодательства) до 5–6 дней. В этом формате, чем меньше народу (а набрать вполне могут и 40–50 человек), тем лучше: сможете детально расспросить лектора обо всем, что вас интересует. Разброс цен существенный: от пары тысяч рублей за несколько часов до 60–70 тысяч за 4–5 полноценных дней. Любопытная ниша рынка – «образовательный туризм». Это когда сухую материю про «правоприменительную практику» вы постигаете не в родном СПб, а, например, в Дубае. Заплатив за это вместо 30–40 тысяч примерно 300–350 + стоимость авиабилетов. Предложат вам такое на работе – соглашайтесь обязательно! Это освежает и способствует хорошему усвоению материала. Теперь самое интересное. Звезды нашей и западной тренинговой индустрии периодически проводят мероприятия, которые упорно именуют тренингами. Некоторые, правда, называют мастер-классами, и они ближе к истине. Джон Шоул, Брайан Трейси, Радислав Гандапас и, внезапно, Ирина Хакамада – на то они и звезды, чтобы собирать стадионы. И они собирают.Например, за 25 000 руб. вы получаете место на галерке пятитысячного зала. За 35 000 руб. – место в одном из первых рядов. За 50 000 руб. – сможете пересечься со спикером-небожителем на обеде и, если повезет, задать ему пару вопросов. Как понимаете, это совсем не тренинг, а лекция с максимально широким охватом наиболее платежеспособной части ЦА. Одной из главных целей таких лекций является рост объема продаж продукции тренера – книг, ежедневников, софта. В принципе, поскольку навыки прямо в зале вы не прокачаете – можете не ходить: почитайте сразу книжку. Однако свои резоны в посещении таких тусовок есть, и о них я скажу чуть позже. Читайте также: Маркетинг услуг: как продать себя дорого Наконец, о печальном. Извините за брюзжание. Падение интеллектуального уровня наших сограждан, доступность ИТ и общая рассеянность сознания (оно же – «клиповое мышление») стали отличной почвой для расцвета тренингового шарлатанства. Как правило, шарлатаны копируют методы звезд: собрать стадион и солировать со сцены. Конечно, не забыв содрать со слушателей три шкуры.Вдохновленные профитом и вниманием доверчивой аудитории, «20-летние ораторы с 30-летним опытом» освещают животрепещущие темы: как заработать за три месяца миллион долларов, как с нуля открыть нефтяной бизнес, почему плохо быть наемным работником и хорошо быть хоть каким-то, но предпринимателем. Периодически на сцену поднимаются адепты культа и рассказывают какую-нибудь неимоверную историю. – Здравствуйте, я Вася из города Большие Ухрябы. Месяц назад я работал младшим менеджером по логистике в ООО «Вектор», зарабатывал 20 000 руб. и чувствовал себя очень плохо. Но потом я прошел тренинг компании «ХХ», купил их книжку и ежедневник, а также пригласил на тренинг всех своих друзей и родных. Теперь я успешный стартапер в области инфобизнеса, мой доход более 500 000 руб., работаю три часа в неделю, а все остальное время провожу в яхт-клубах Монако. Спасибо компании «ХХ», ура!Наиболее одиозную компанию, работающую в таком жанре, вы знаете. Есть и компании, которые клонировали их немудреную схему. В любом случае – не стоит тратить время на тех, кто соответствует хотя бы двум признакам одновременно: Как бы там ни было — все эти форматы обучения нельзя назвать образованием в полном смысле слова. Сто пятьдесят самых крутых тренингов не заменят МГУ или Гарвард. Образование — это тусовка, социальные связи, качественная перестройка мышления. Краткосрочные программы не дадут университетского лоска. Другое дело — нужен он вам на практике или нет. Оцениваем свои шансы попасть на обучение за счет компании. Испытываем лайфхаки на живом эйчареИтак, вы решили, что некоторые ваши скиллы нуждаются в развитии. Проанализировали рынок, выбрали подходящий тренинг/семинар, определили бюджет. Определив – поняли, что это дорого: не в абсолютных значениях, а конкретно для вас. Остается один разумный выход: переложить расходы на работодателя. Конечно, ситуация в каждой компании строго индивидуальна и универсальных рецептов не существует. Но если компания в принципе имеет бюджет на обучение – попробовать надо. Прежде всего, давайте определимся: ваше обучение развивает soft или hard skills? В зависимости от этого мы будем использовать разные тактики общения с ЛПР, основным из которых будет держатель бюджета на обучение — HR.На всякий случай еще раз: софт скиллз – все, что повышает вашу эффективность. Переговоры, навыки влияния, эмоциональный интеллект, тайм-менеджмент и т. п. Форма обучения – как правило, тренинг. Хард скиллз – все то, что напрямую связано с вашей профессиональной деятельностью. «Работа PR-службы и ФЗ «О рекламе», «Продвинутый курс SMM для Facebook» и т. п. Форма обучения – как правило, семинар. – Помните, Иван Иванович, как после срыва миллиардного договора отдел продаж и отдел маркетинга чуть не подрались? А вот если бы я тогда владел методами психоэмоциональной регуляции в коллективе (вот, кстати, программа тренинга) – мы бы пришли в себя и все исправили. Получаете «ок» от руководителя и идете к эйчару. Если ваши аргументы рациональны, объяснимы и разумны, то мало какой HR будет против обучения. Смысл ваших с ним переговоров в том, чтобы HR объяснил прежде всего сам себе, зачем он согласовал вам обучение. И, соответственно, мог при случае объяснить это генеральному.Вот короткий мануал по общению с теми, кто решает все:
Немного хардкора. Если не помогает совсем ничего. Несмотря на то, что «необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель» (ч. 1 ст. 196 ТК РФ), «условия и порядок повышения квалификации должны быть установлены коллективным договором или соглашением, трудовым договором» (ч. 2 ст. 196 ТК РФ). Стало быть, вчитываетесь в упомянутые документы (надеюсь, они есть в вашей компании) и выискиваете пункт о периодичности обучения. Если цифра в вашу пользу (например, 1 раз в год, а вы учились 2 года назад) – используете этот аргумент. Если не в вашу — повторяете п.1.Читайте также: Как бороться с негативом в интернете и не испортить себе репутацию Куда вам точно не надо? Как не вляпаться в личностный рост и вовлекающее лидерствоЗдесь речь пойдет скорее о тех программах, которые вы выбираете по своей инициативе. Редкий работодатель будет вкладываться в ваше просветление как таковое: во-первых, результат плохо измерим, во-вторых — кто знает, какие мысли придут вам по итогам тренинга? Кстати, именно поэтому все корпоративные программы, каким-либо образом развивающие уровень осознанности — вплоть до тайм-менеджмента — это всегда палка о двух концах. Сотрудник может прийти к выводу, что работа в данной компании не бьется с его стратегическими целями — и тогда это обучение приведет к прямым убыткам для компании. Впрочем, иногда выбирают за вас. Владелец компании или HR со своими представлениями об эффективности, лидерстве и т. п. может инициировать закупку тренинга, предполагающего относительно глубокую интервенцию в вашу психику. Если можете не ходить — не ходите.Если не ходить нереально — максимально абстрагируйтесь от происходящего и помните, что сейчас вы просто оказались под воздействием определенной технологии. Итак, по каким маркерам мы можем отличить сомнительную, а то и опасную программу? Все программы-деструкторы, при всем своем многообразии и «уникальности», имеют в основе простейшую фишку под кодовым названием «качели». Т.е. сначала вам доступно и убедительно объясняют, что вы полное ничтожество и вся ваша жизнь прожита зря. Вернее, не объясняют, а бесцеремонно влезают в вашу психику, манипулируя темами рождения, детских травм, смерти и т. п. Мало не покажется! Потом вам дают шанс «на исправление», и малейшее одобрение со стороны тренера вы будете воспринимать как тот самый прорыв и триумф. Вас ни на секунду не оставят в покое, приставив к вам человека, который будет полностью контролировать вашу жизнь во время и после тренинга – так называемого «бадди» (это если контроль взаимный) или «капитана» (если контроль направлен только на вас). Добавьте к этому намеренно создаваемую обстановку группового идиотизма – и примерно сможете представить, какой «лидер» из вас получится на выходе.Опознать такого «лидера» легко – он лихорадочно приглашает вас на демо-тренинг, рассказывает, какой переворот произошел в его жизни, носится со сверхценными идеями «планетарного переустройства», на которое пытается собирать деньги, и со временем начинает напоминать эфедринового наркомана. Все это было бы забавно, если бы не были так грустны результаты – распад социальных связей, порушенные карьеры, внезапные депрессии и, конечно, денежные потери. Что долго распространяться: раз, два, три :( Одним словом, будьте бдительны. На рынке полно высокопрофессиональных тренеров, которые действительно могут помочь вам с раскрытием лидерского потенциала, прояснением карьерных и жизненных целей и т.п. серьезными вещами – но формат их работы совершенно точно не будет похож на вышеописанный. Коучи: существуют ли они вообще, и почему ты им столько платишьПожалуй, ни одно понятие из околотренингового лексикона не назовешь таким расплывчатым, как «коучинг» и «коуч». Нет лучшего способа вызвать сомнения в вас, чем объявить себя коучем. Нет лучшего способа навлечь ехидные вопросы на интервью, чем указать в резюме «навыки коучинга». Действительно, если ты коуч – от тебя ждут двух вещей: сейчас ты быстро сотворишь чудо с моей жизнью (или только с карьерой), а потом запросишь за это астрономическую сумму. Тыжкоуч! Давайте немного разберемся в понятиях. Коучинг – вполне развитая и проработанная консалтинговая технология, существующая в трактовке нескольких школ. Само собой, есть и обучающие/сертифицирующие коучей организации, наиболее известная из которых – ICF (International Coaching Federation). В самом общем виде работа коуча выглядит так: клиент с конкретным запросом приходит к коучу, тот в ходе нескольких коучинговых сессий помогает найти ресурсы для решения его проблемы и планомерно сопровождает клиента в его движении к цели. Коуч не дает советов, не работает над проблемой вместо клиента, не приступает к работе, если нет реального запроса. Его главный инструмент – особым образом поставленные клиенту вопросы .И вот на каком-то этапе работы у клиента случается сатори, он думает: «А правда, чего это я?!». И начинает работать с удесятеренной эффективностью. Коучить можно на самые разные темы: карьерного роста, похудения или набора мышечной массы, зарабатывания первого миллиарда или открытия собственного бизнеса. Итак: тот, кто работает с запросом клиента, задает вопросы, помогает достичь конкретных целей и обладает сертификатом – коуч. Тот, кто проводит «коучинг торговых представителей» или кого-то еще, используя техники «делай, как я», «не надо думать, за вас уже подумано», «упал-отжался» – не коуч, а в лучшем случае наставник. Как ни странно, эффективность технологии можно объяснить ее высокой стоимостью. «За что платишь, то и получаешь». Коучинг – затея далеко не из дешевых: час общения может обойтись вам и в 15, и в 20, и в 40 тысяч – в зависимости от крутизны коуча и его специализации. Конечно, есть огромное количество начинающих, которые с радостью попрактикуются на вас за символическую сумму. Но, прежде чем сэкономить, подумайте – решите ли вы таким образом свою проблему, не потратите ли зря время и деньги? Решили покоучиться – не торопитесь. Пообщайтесь с разными консультантами. Проверьте где-то на уровне спинного мозга: есть ли контакт с коучем?Поинтересуйтесь, с какими ситуациями он работал и каких успехов достигли его клиенты. Кстати, этим вопросом вы проверите еще одно важное качество коуча: умение сохранять конфиденциальность. Если он не указывает персоналии – все ок. Если вам «доверительно» расскажут про успехи конкретного Петрова и провалы конкретного Иванова – не сомневайтесь, и про вас следующему клиенту расскажут тоже. Читайте также: Как привлечь клиентов бесплатными «плюшками»: 14 рабочих идей Гуру как особая категория. Ходить на них или нет, и если ходить, то зачемЕще раз остановимся на тренингах в исполнении «гуру». Исключаем тех, кто выступает в коучинговом жанре: про них все сказано выше. Итак, гуру собирают стадионы. При этом, как мы уже выяснили, на «звездном» мероприятии вы не получите новых навыков. Вы получите в лучшем случае описание технологий, с помощью которых эти навыки можно выработать. И в этом смысле с тем же успехом вы можете почитать какой-нибудь текст, написанный гуру. Практической пользы будет не меньше. Но в посещении такого рода событий есть другие плюсы: Напоминать об этом излишне, но все же. Корпоративный тренинг – дело не добровольное. И даже не добровольно-принудительное. Явка на него обязательна уже в силу чисто юридических причин: компания издает соответствующий приказ, время вашего участия вам оплачивается по среднему заработку (выгоднее всего учиться в конце года и после выплаты бонуса), в вашей личной карточке делается запись о прохождении курса и т. д. Я не говорю о том, что за ваше обучение заплачена энная сумма. Поэтому можете представить, как трепетно будет относиться HR к тому, чтобы вы эти усилия оправдали. «Уклонистов» может ждать не только разбор полетов у шефа, но и вполне неиллюзорные дисциплинарные санкции. В большинстве случаев вас не смогут заставить возместить стоимость прогулянного тренинга, но ведь те самые дисциплинарные санкции могут стать поводом урезать вам бонус, так ведь?Второе и самое главное. Вне зависимости от того, кто ведет тренинг в вашей компании, цели этого экшена всегда выходят за рамки собственно обучения как такового. Но особенно это справедливо, если тренер не свой, корпоративный, а внешний. Внешнему тренеру часто доверяют то, что он сделает лучше, чем внутренний – в том числе наблюдение за участниками тренинга и составление кратких резюме о каждом из них. Да, тренер может не просто тренировать. Он еще – попутно, так сказать – оценивает ваш карьерный потенциал, делает выводы о вашем месте в неформальной корпоративной иерархии, о тех рисках, которые вы несете для работодателя и для самого себя. Действительно: для таких наблюдений тренинг – идеальное место. Значит, у вас есть шанс заработать сотню-другую плюсиков в карму! Как этого добиться? Несколько выводов по итогам всего вышесказанного. Товарищ, помни: ученье – свет, неученье – тьма. Дружи с тренинговой индустрией, но делай это правильно и разумно, и тогда ты сможешь получить от этой дружбы реальные дивиденды. kak-ustroena-treningovaya-industriya-i-stoit-li-s-ney-druzhit | ||||||||||||||
|
Всего комментариев: 0 | |